Порядок расчета неустойки при защите прав потребителей

Порядок расчета неустойки при защите прав потребителей

Взыскание неустойки является одним из способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей. Письменное предъявление претензии с уведомлением о возможности взыскания неустойки, штрафа и морального вреда в случае отказа продавца или исполнителя удовлетворить требования потребителя существенно повышает вероятность досудебного урегулирования спора.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (п. 34) было разъяснено, что применение статьи 333 ГК РФ (уменьшение размера неустойки из-за несоразмерности последствиям нарушения обязательства) в делах о защите прав потребителей возможно только в редких случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд признает уменьшение размера неустойки допустимым.

Внимание! Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” предусмотрены следующие размеры неустойки:

  • 0,5% (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),
  • 1% (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),
  • 3% (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).

Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом. Если в вашем договоре предусмотрен размер неустойки, меньший по сравнению с Законом, этот пункт договора является недействительным в соответствии со ст. 16 Закона РФ “О защите прав потребителей”.

Заявляя требование о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное доказательство предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую в таком случае необходимо сфотографировать)). Это необходимо для того, чтобы знать с какой даты необходимо вести расчет неустойки.

Читайте также:  Права потребителей в дни распродаж и акции «черная пятница»

Руководствуясь ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества заявляет продавцу одно из следующих требований:

  • о возврате денег за товар;
  • о замене товара;
  • о соразмерном уменьшении стоимости товара;
  • о безвозмездном устранении недостатка в товаре (гарантийный ремонт).

При этом необходимо учитывать, что для рассмотрения каждого из этих требований Законом установлены отдельные сроки. Если по истечении определенного срока требование потребителя не удовлетворено, потребитель вправе предъявить неустойку.

Неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о возврате денег или соразмерном уменьшении покупной цены

Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате денег (или соразмерном уменьшении покупной цены) подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, импортером) в течение 10 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьей 22 настоящего Закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Выходные и праздничные дни при расчете неустойки учитываются.

Неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о замене товара

Согласно статье 21 Закона «О защите прав потребителей», если потребитель заявил требование о замене товара, продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования.

Однако, если товар был принят на проверку качества (диагностику), срок рассмотрения этого требования составляет 20 дней со дня предъявления требования.

Таким образом, просрочка наступает с 8 и 21 дня соответственно.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает следующие виды неустоек:

Неустойка при продаже товаров

  1. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о гарантийном ремонте (ст. 20 – срок ремонта не может превышать 45 дней);
  2. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о замене товара(ст. 21 – сроки для замены: 7, 20 дней или месяц);
  3. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя об уменьшении стоимости товара (ст. 23 – срок 10 дней);
  4. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за товар (ст. 23- деньги должны быть возвращены в течение 10 дней);
  5. Неустойка за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара (статья 23.1- срок передачи товара установлен в договоре).

Неустойка при выполнении работ

  1. Неустойка за нарушение сроков (новых сроков) выполнения работ (статья 28);
  2. Неустойка за нарушение новых сроков выполнения работ, назначенных потребителем (статья 28);
  3. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (статья 29, 30);
  4. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о соответствующем уменьшении цены выполненной работы (статья 28, 29);
  5. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о повторном выполнении работы/безвозмездном изготовлении другой вещи (статья 28);
  6. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков работы своими силами или силами третьих лиц (статья 28, 29);
  7. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за работу (статья 28, 29, 32).

Неустойка за просрочку удовлетворения требования о возмещении убытков, право требования, которых установлены в ст. 18, 29 Закона

При отказе (уклонении) в удовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке по общему правилу защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона может быть осуществлена только судом по правилам гражданского судопроизводства.

Смежные юридические консультации