Добровольная ликвидация

Если ликвидация юридического лица происходит по собственной инициативе его учредителя, то она является добровольной. В этом случае компания прекращает свою деятельность, при этом ее права и обязанности не переходят к другому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства. Учредитель компании принимает решение о ликвидации общества исходя из своих собственных мотивов. Чаще всего причинами добровольной ликвидации являются: нерентабельность предприятия, наличие другого бизнеса, сложности при уплате налогов.
Для того, чтобы осуществить ликвидацию своей компании, учредителю необходимо соблюсти достаточно трудную процедуру, установленную законом, и учесть при этом все необходимые моменты. Поэтому зачастую учредители, старающиеся осуществить процесс ликвидации компании своими силами, совершают незначительные ошибки, которые, тем не менее, приводят к принятию налоговым органом решения об отказе в регистрации ликвидации юридического лица.
Чтобы избежать подобных проблем, сэкономить время и средства, предпочтительнее воспользоваться услугами профессионалов. Специалисты юридической компании «ПРЕМЬЕР» много лет оказывают услуги по ликвидации компаний крупного, среднего и малого бизнеса. Вне зависимости от масштабов компании мы гарантируем индивидуальный экспертный подход и тщательную работу на всех этапах ликвидации юридического лица.
Стоимость услуги добровольной ликвидации составляет 20 000 рублей.
Срок процедуры добровольной ликвидации занимает от 4 месяцев до 1 года. В большинстве случаев процесс ликвидации укладывается в срок от 4 до 6 месяцев.
Для предотвращения проблем, связанных с возникновением у компании задолженностей по ее обязательствам, наши специалисты дополнительно оказывают услуги по юридическому сопровождению банкротства юридического лица.
Этапы процедуры добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью:
- Принятие решения о ликвидации в установленном законом порядке
Полномочия по принятию решения о реализации процедуры ликвидации принадлежат общему собранию участников. В его компетенцию входит также вопрос о формировании ликвидационной комиссии либо назначении ликвидатора, то есть лица, обязанностью которого является осуществление процесса ликвидации ООО.
Важно! Как только общее собрание принимает вышеуказанное решение, к ликвидационной комиссии или ликвидатору переходят все управленческие полномочия по ведению деятельности общества.
- Уведомление налогового органа
Далее следует обратиться в налоговую инспекцию, осуществляющую регистрацию ликвидации юридического лица, по месту нахождения компании, и передать следующие документы:
- решение о ликвидации,
- уведомление (форма № Р15016). Данное уведомление также необходимо представить на общем собрании при принятии решения о назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора.
Срок предоставления указанных документов в налоговую инспекцию — 3 рабочих дней со дня принятия общим собранием решения о ликвидации компании.
Обратите внимание, что налоговый орган обязан предоставить расписку в качестве подтверждения принятия уведомления (форма № Р15016).
Важно! Законом установлена обязательность нотариального удостоверения подлинности подписи лица, являющегося подписантом уведомления (форма № Р15016), как при его личном предоставлении, так и при передаче через представителя.
- Опубликование информации о ликвидации юридического лица в специальных СМИ
Информация, касающаяся ликвидации юридического лица, порядка обращения кредиторов с требованиями, срока заявления ими своих требований, должна быть размещена в журнале «Вестник государственной регистрации». Уведомление о ликвидации компании также следует обнародовать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Обязанность по опубликованию данных сведений лежит на ликвидационной комиссии/ликвидаторе.
- Выявление кредиторов юридического лица
Далее ликвидационной комиссии/ликвидатору необходимо совершить следующие действия:
1) получение задолженности от дебиторов общества,
2) обнаружение кредиторов юридического лица. При их выявлении следует направить каждому из них письменное уведомление о реализации процедуры ликвидации с указанием срока, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования по обязательствам общества. При этом, данный срок должен быть не меньше 2 месяцев от даты опубликования информации о ликвидации компании.
Важно иметь у себя все копии уведомлений, оригиналы которых были направлены кредиторам.
- Составление ликвидационного баланса общества
Срок, в пределах которого ликвидационной комиссии/ликвидатору следует сформировать промежуточный ликвидационный баланс, составляет 2 месяца от даты опубликования информации о ликвидации компании. На этом этапе налоговую инспекцию важно только проинформировать о наличии ликвидационного баланса, предоставив соответствующее уведомление (форма № Р15016, утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617), без передачи ей самого ликвидационного баланса.
Обращаем внимание на обязательность нотариального удостоверения подлинности подписи лица, являющегося подписантом уведомления (форма № Р15016). Исключением является ситуация, при которой уведомление отправлено в качестве электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
- Подготовка итогового пакета документов для налогового органа
Итоговый комплект документов, который формирует ликвидационная комиссия/ликвидатор, включает в себя:
— Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме № Р15016. Важно помнить, что необходимо нотариально засвидетельствовать подпись лица, являющегося подписантом указанного уведомления. Исключением является ситуация, при которой уведомление отправляется в качестве электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
— Ликвидационный баланс, утвержденный участниками юридического лица.
— Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины. Она может быть составлена посредством сервиса «Уплата госпошлины». Размер госпошлины – 800 рублей.
При этом госпошлина не подлежит уплате в случае, если все документы для регистрации ликвидации компании отправляются в налоговую инспекцию как непосредственно, так и посредством МФЦ, нотариуса в качестве электронных документов (данное правило действует с 01.01.2019 г.).
— Документ, удостоверяющий передачу в Пенсионный фонд/его территориальный орган информации о ликвидации общества. Но его предоставление не является необходимым, так как соответствующие сведения налоговый орган получает в рамках информационного взаимодействия с Пенсионным фондом.
- Предоставление комплекта документов в налоговый орган
Заявитель может по своему желанию выбрать подходящий вариант передачи комплекта документов в налоговый орган. Возможны следующие варианты:
— При личном присутствии руководителя ликвидационной комиссии/ликвидатора.
— Посредством представителя. В этом случае необходимо заранее оформить на него нотариально удостоверенную доверенность.
— Посредством почтовой связи (ценным письмом с приложением описи вложения). При этом подлинность подписи на заявлении (уведомлении) следует заранее нотариально засвидетельствовать.
— Посредством электронного документооборота сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Обращаем внимание, что в этом случае необходимо, чтобы формат сканированных документов соответствовал необходимым параметрам, а заявление было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом нужно обращать внимание на действительность ключа квалифицированной электронной подписи как на день подписания заявления, так и на день отправки комплекта документов в налоговую инспекцию.
При получении документов, направленных неэлектронными видами связи, налоговый орган обязан предоставить расписку, подтверждающую их принятие. При положительном решении налоговой инспекции в Едином государственном реестре юридических лиц появляется запись о ликвидации юридического лица.
Важно помнить, что внесение записи о ликвидации не снимает с общества обязанности по уплате налогов за подходящий к окончанию финальный налоговый период (включая обязанности по исчислению налогов, предоставлению налоговой декларации).
- Получение документов, подтверждающих регистрацию ликвидацию общества и снятие его с налогового учета
Срок принятия решения о регистрации ликвидации общества составляет 6 рабочих дней. По истечению этого срока в случае положительного решения налоговая инспекция выдает на руки заявителю либо его представителю, уполномоченного доверенностью, следующие документы, подтверждающие регистрацию ликвидации общества:
— лист записи о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц,
— уведомление о снятии общества с налогового учета.
При принятии отрицательного решения налоговая инспекция выдает заявителю/его представителю документ об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица с указанием оснований принятия такого решения.
Сэкономьте Ваше время, воспользуйтесь услугами наших профессионалов!
Юридическая компания «ПРЕМЬЕР» поможет тщательно и всесторонне реализовать процедуру регистрации ликвидации компании на каждом этапе до ее окончания, а также поможет провести анализ всех рисков и подскажет, как их можно сократить.
Вы можете задать все интересующие вопросы и получить бесплатную консультацию, позвонив нам по указанному телефону либо оставив заявку на нашем сайте, и в течение нескольких минут наш специалист перезвонит Вам.