Российские Правила дорожного движения: чем они отличаются от ПДД других стран?
Эксперты признали российские Правила дорожного движения самыми лояльными в мире. Правда, в каждой стране есть свои особенности, которые могут показаться необычными и непонятными, но всегда интересными и заслуживающими внимания. Мы собрали для вас наиболее удивительные факты о ПДД разных стран, некоторые из которых могут вызвать возмущение.
Например, в американском штате Огайо был принят запрет на выезд на дорогу для любых средств индивидуальной мобильности, таких как самокаты и моноколеса. Все они теперь рассматриваются как пешеходы, и их выезд на проезжую часть штрафуется тысячей долларов или 6 месяцами тюремного заключения. Правило применяется жестко и без исключения!
В Китае, напротив, водителям категорически запрещено пропускать пешеходов. Здесь ответственность ложится на самих пешеходов, которым нужно выбрать подходящий момент и быстро перейти дорогу. Такой подход может показаться необычным, особенно для нас, но он четко регулируется законом.
А в Финляндии водители обязаны уважать пешеходов, и за неправильное отношение к ним они платят штраф в размере 150 евро. Однако и самим пешеходам приходится быть осторожными, потому что они также могут быть оштрафованы, если нарушают правила дорожного движения. Интересно, что в Финляндии на дорогах практически нет полиции, все нарушения фиксируются камерами.
В странах Европы плотность видеофиксации на дорогах значительно выше, чем у нас. Неважно, находитесь ли вы в загородной местности или в городе, везде есть глаза, которые не пропустят нарушение, а участники дорожного движения безусловно знают, что за нарушение им не избежать наказания. Это приводит к такому накопительному эффекту, что пешеходы и водители уже подсознательно не решаются нарушать правила. Цена нарушения слишком высока. Как результат, Правила дорожного движения строго соблюдаются, а уровень безопасности достигает “европейских” показателей. Именно отсюда происходит эта практика, а не из менталитета, которым у нас так часто оправдывают невыполнение правил. Менталитет – изменяемое дело, требующее постоянного развития.
К слову, в некоторых регионах нашей страны уже есть положительные результаты в этом направлении. Недавно в Министерстве транспорта Подмосковья отметили, что в регионе удалось изменить “поведенческую модель водителей”, и, конечно, стоит отметить роль комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД. Большинство водителей сознательно не нарушают правила и ведут себя аккуратно, осознавая, что могут быть оштрафованы. С начала 2023 года в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги” в Подмосковье было установлено дополнительно 600 отечественных комплексов фото-видеофиксации последнего поколения “Азимут-4”. За семь месяцев 2023 года количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Московской области снизилось на 6,4% по сравнению с прошлым годом.
В российских правилах дорожного движения продолжает вызывать удивление нештрафуемый порог в 20 км/ч, считают эксперты. Такая лояльность к показаниям спидометра не встречается так часто. Даже в соседней Беларуси допустимо превышение всего лишь на 10 км/ч, о чем российские водители, как правило, узнают только по возвращении домой. Рядом с границей находится небольшое здание, где выписываются штрафы за все время пребывания в республике. Оплатил штраф – и можешь продолжать путь.
“Белорусские дороги – настоящее удовольствие: ровный асфальт, чистые обочины и вежливые водители. Причина такого состояния дорог проста и связана с общенациональным уважением к правилам, что естественно вызвано зачастую ощутимыми штрафами за каждое нарушение. Еще в феврале прошлого года, например, в белорусский КоАП внесли изменения, вводя ответственность за превышение “средней скорости”, рассчитанной по формуле, учитывающей пройденное расстояние и затраченное время на определенном участке. Комплексы фото-видеофиксации, обученные определять среднюю скорость, установлены и в Минске, и на 10 участках дорог Могилевской области, а также на трассах М1 и М7. Пора и нам поучиться у самых ближайших коллег”, – считает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации “Союз безопасности дорожного движения”.
Было сказано много слов о снижении скорости в городах до европейских 50 км/ч, но в России сохраняется нештрафуемый порог в +20 км/ч, а штрафы остаются низкими, их можно оплатить с 50% дисконтом. Действительно, штрафы в России отличаются от других стран: в Копенгагене, одном из самых безопасных городов дорожного движения, нештрафуемое превышение составляет 3 км/ч, но уже за 4 км сверху придется заплатить более 10 тыс. рублей. Взглянем на наши “+20 км/ч” в Стокгольме, где штрафы составят 25 тыс. рублей.
В Финляндии размер штрафа за нарушение Правил дорожного движения зависит от тяжести нарушения и дохода нарушителя, который правоохранительные органы могут проверить в базе данных налогоплательщиков. При расчете суммы штрафа также учитывается степень превышения скорости. Наконец, отправимся в Осло, где шкала начисления штрафов интересна: штрафы растут не каждые 20 км/ч, а каждые 5 км/ч, и уже за +20 км/ч придется заплатить 50 тыс. рублей. Вот такая цена придается за безопасность дорожного движения.
Дорога станет безопаснее и аварий станет меньше только в тот момент, когда каждый участник движения будет строго соблюдать правила. Ведь не только водитель, но и пешеход, пассажир, велосипедист или даже юный спортсмен на самокате с наушниками и капюшоном – все они равноправные участники дорожного движения. Ответственность каждого играет важную роль, и только когда она станет обязательной и неотъемлемой частью, мы увидим положительные изменения.
Однако, стоит отметить, что введение половины штрафа и возможности превышения скорости до 20 км/ч в России были введены не просто так. Статистика показывает, что количество оплачиваемых штрафов выросло с 30% до 98% после введения дисконта. Таким образом, эта мера стимулирования граждан доказала свою эффективность.
Что касается возможности превышения скорости до 20 км/ч, то на данный момент отказ от нее невозможен без проведения всесторонней ревизии дорожных знаков по всей стране. В противном случае, суды будут затоплены жалобами со стороны водителей из-за неправильно установленных знаков. Но стоит отметить, что за этими знаками всегда ставятся камеры наблюдения.
К слову, МВД уже неоднократно заявляло, что отмена рубежа в “+20 км/ч” не является обоснованной. Пока невозможно однозначно определить, было ли превышение скорости по собственной воле водителя или из-за неправильной организации дорожного движения.