Регистрация товарного знака: правила подачи заявки, порядок оформления и сроки регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака: правила подачи заявки, порядок оформления и сроки  регистрации товарного знака

Товарный знак выделяет продукцию и услуги той или иной компании, является элементом ее рекламы. Со временем, зарекомендовав себя с хорошей стороны, он становится знаком, подтверждающим высокое качество и эффективным методом конкуренции.

Регистрация товарного знака – не обязанность, а право его владельца. Эта процедура не обязательна, но, как показывает практика, помогает защитить компанию от действий недобросовестных конкурентов.

Для чего нужна регистрация товарного знака

Главная функция товарного знака – выделение продукции и услуг конкретного производителя (индивидуального предпринимателя, юридического лица) от аналогичных торговых предложений.

Плюсы регистрации товарного знака:

  • конкурентные преимущества;
  • возможность производить товары и оказывать услуги под собственным индивидуальным торговым знаком;
  • предотвращение попыток других организаций использовать в своей деятельности чужой бренд и репутацию;
  • право применять специальную маркировку рядом с названием торговой марки или предприятия.

Официальная регистрация знака в установленном законом порядке дает его владельцу исключительное право на его использование. Полученное свидетельство о праве собственности на товарный знак дает возможность владельцу защищать свои  интересы в суде, истребовать возмещение убытков от компаний, использующих в своей деятельности такой же или похожий на него торговый знак.

Регистрация товарного знака – это вложение в бизнес, которое со временем обязательно принесет свои дивиденды. Товарный знак подлежит оценке и имеет свою стоимость, он приравнен к нематериальным активам  и находится на балансе компании. Впоследствии его можно продать по договору с отчуждением данного исключительного права или передать отдельные права на его использование.

Читайте также:  Авторское право в сфере фотографии

В целом, регистрация знака призвана защитить репутацию компании и предоставляемые ею товары и услуги. Неиспользуемый товарный знак можно аннулировать через три года.

Кто имеет право зарегистрировать товарный знак

Правом регистрации своего бренда в России обладают:

  • юридические лица вне зависимости от формы собственности;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица – иностранные граждане, имеющие товарные знаки, уже официально прошедшие регистрацию в других странах.

Регистрация товарного знака самозанятыми гражданами законом не предусмотрена.

Товарный знак юридического лица

Если владелец является юридическим лицом, товарный знак принадлежит ему. Бренд фирмы – нематериальный актив и его стоимость наравне  с другим имуществом распределяется по долям между всеми учредителями.

Возможна регистрация знака одновременно на несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В таком случае такой товарный знак будет коллективным.

Товарный знак ИП

Если владелец является индивидуальным предпринимателем, товарный знак принадлежит только ему. При закрытии ИП охрана этого знака будет прекращена. При необходимости его сохранения, заранее осуществляется передача бренда другому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Предусмотрено оформление коллективного товарного знака одновременно на несколько ИП или организаций.

Товарный знак физического лица

По действующему российскому законодательству не предусмотрено ведение бизнеса отдельными гражданами, в связи с чем, регистрация у них товарного знака не производится. Но в иных странах имеется другое законодательство, предусматривающее регистрацию товарного знака на гражданина. Для таких лиц – иностранных граждан, владеющих своим личным брендом, предусмотрена возможность его регистрации и в России.

Проверка товарного знака на тождество и сходство

Товарный знак представляет собой слово, изображение или их комбинацию, индивидуализирующие конкретные товары и услуги компании. Его главное условие – уникальность. Перед регистрацией товарного знака следует проверить основания для отказа: факт его регистрации иным предприятием или ИП, схожесть с другими знаками как в России, так и за ее пределами. Это позволит сэкономить время и предотвратить нежелательный отказ в регистрации.

Качественная проверка подлежащего регистрации товарного знака включает в себя и контроль на соответствие его всем законодательным требованиям.

Порядок регистрации товарного знака

Разработанный дизайнерами товарный знак проверяется юристами через Федеральный институт промышленной собственности на факт отсутствия похожих по дизайну обозначений и совпадений с фирменными наименованиями по ЕГРЮЛ. При проверке учитываются и еще не прошедшие регистрацию знаки, заявки в отношении которых были поданы раньше.

Алгоритм регистрации товарного знака:

  1. Подготовка и подача заявки в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). В заявлении в обязательном порядке указываются группы товаров и услуг, согласно классам Международной классификации товаров и услуг, для которых планируется осуществить регистрацию товарного знака, описание словесного или изобразительного бренда, полные реквизиты компании (название, организационно-правовая форма, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, ОКПО, КПП, адреса, по которым организация зарегистрирована и фактически располагается).
  2. Оплата государственной пошлины. Она предусмотрена в три этапа. Первая оплата осуществляется за формальное рассмотрение заявки и прилагается с полным пакетом документов, вторая вносится перед проведением экспертизы. Эти две пошлины в случае отказа в регистрации товарного знака, не возвращаются. При вынесении положительного решения по вопросу оплачивается третья госпошлина.
  3. Подача ходатайства о выдаче подтверждающего свидетельства.
  4. Направление готового свидетельства заявителю.

Полученный документ подтверждает факт регистрации товарного знака и дает своему владельцу исключительное право на него в отношении указанных в свидетельстве товаров и услуг.

В какие сроки регистрируется товарный знак

Первичная экспертиза заявки осуществляется в течение 30 дней. В нее входит проверка корректности заполнения пакета документов и полнота их предоставления.

Экспертиза регистрируемого товарного знака, логотипа (эмблемы) проводится в период от 8 до 12 месяцев.

Общий срок регистрации не может превышать 18 месяцев и 2 недели. Но, в соответствии с действующим законодательством, такой срок может быть продлен при необходимости проведения дополнительной проверки или при предоставлении дополнительных материалов

Какой срок действия у зарегистрированного товарного знака

Исключительное право на зарегистрированный товарный знак предоставляется владельцу на десять лет со дня подачи им заявки в Роспатент. По истечении данного периода исключительные права можно продлить посредством подачи установленного заявления держателем свидетельства. Подать такое заявление необходимо в течение последнего года действия права на товарный знак. Продлевать его можно каждые десять лет. Число продлений законом не ограничено.