Регистрация торговой марки: особенности регистрации и использования в России
Каждый предприниматель стремится, чтобы его компания выделялась среди тысяч других. Поэтому создание собственной торговой марки становится неотъемлемой частью бизнеса, которая помогает создать уникальность и индивидуальность. Однако, даже опытные предприниматели часто не осознают, для чего необходима регистрация торговой марки и ее роли в использовании. В данной статье мы подробно разберем вопросы, касающиеся торговых марок с момента их регистрации.
Преимущества и правила использования собственной торговой марки
Яркий и запоминающийся товарный знак является лицом товара или компании. Он представляет репутацию компании, обеспечивает определенный уровень качества и цены, и выделяет ваш продукт среди других.
Однако не достаточно просто создать товарный знак, его также необходимо зарегистрировать. Несомненно, вы можете отказаться от этого, однако предприниматель, использующий незарегистрированную марку, рискует. В любой момент конкуренты могут не только захватить и зарегистрировать признанный товарный знак, но и подать на вас в суд за нарушение их прав.
Владелец торговой марки имеет мощный набор инструментов для защиты своих прав и имеет возможность обратиться в суд против тех, кто пытается использовать его репутацию в своих интересах. Стоит отметить, что регистрация торговой марки придает ей существенную стоимость в качестве нематериального актива. Зарегистрированную марку можно продать, передать права на нее третьим лицам, создать франшизу или даже заложить в банке.
В повседневной жизни люди редко используют термин “торговая марка”, чаще все говорят “бренд”, “логотип” или даже “трейдмарк”.
Не смотря на схожий смысл, термины “бренд”, “логотип” и “трейдмарк” имеют некоторые отличия друг от друга. Слово “бренд” взято из сферы маркетинга и подразумевает имидж и философию товара или компании в целом. “Логотип” – это оригинальное изображение, которым помечается продукция. “Трейдмарк” наиболее точно отражает значение термина “торговая марка”. Интересно, что в российском законодательстве ни одного из этих понятий не существует. Согласно статье 1477 Гражданского кодекса РФ в России используется термин “товарный знак”.
После успешной регистрации в Роспатенте получается свидетельство на товарный знак, а не на торговую марку.
Виды торговых марок
Среди них можно выделить:
Словесные — название и шрифтовая комбинация. Они являются наиболее распространенным типом товарных знаков и составляют около 80% всех зарегистрированных знаков. В эту категорию входят не только бренды, но и фирменные шрифты. Кроме того, сюда относятся и рекламные слоганы, которые никакая другая компания не может использовать в коммерческих целях.
Изобразительные — обозначение-картинка, которое не содержит словесных элементов.
Комбинированные — это сочетание словесных и изобразительных элементов. Часто такие знаки называются логотипами.
Необходимо отметить, что цветовая гамма товарного знака или форма упаковки тоже могут быть зарегистрированы и защищены.
Создание собственной торговой марки
Если ваш план включает разработку торговой марки, вы можете попытаться выполнить эту задачу самостоятельно. В качестве альтернативы, вы можете поручить эту задачу опытным маркетологам и дизайнерам. Конечно, самостоятельный подход обойдется вам дешевле. Однако, без необходимых умений и опыта, не стоит идти на такой риск. Разработка действительно уникального логотипа является более трудоемким процессом, чем может показаться на первый взгляд — он должен соответствовать сфере и идеям вашего бренда, быть достаточно простым для воспроизведения (дизайнеры часто утверждают, что хороший логотип должен быть настолько простым, что его может нарисовать ребенок), но в то же время быть уникальным и запоминающимся. Тоже самое относится к выбору названия марки.
Для того, чтобы достичь желаемого результата, важно прежде чем приступать к делу, разработать задание, в котором будут четко изложены ваши цели и предпочтения. Выбирая торговую марку, старайтесь сделать это один раз — изменение ее в ходе бизнеса часто отрицательно влияет как на узнаваемость, так и на репутацию фирмы.
Регистрация торговой марки в России: особенности процедуры
Итак, будучи юридическим лицом и владея эскизами будущего символа бренда, вы хотите узнать, какие шаги необходимо предпринять для оформления торговой марки? Рассказываем!
Правила регистрации торговой марки
В соответствии с национальным законодательством, владельцем торговой марки может быть или компания, или индивидуальный предприниматель. Не допускается регистрация торговых марок на частных лиц, что не относится к доменам. Тем не менее, существуют торговые марки, названные именами, но они официально зарегистрированы на индивидуальных предпринимателей или юридические лица. Так что вы можете оформить свое имя как торговую марку, но стоит хорошо подумать перед этим шагом.
Перед тем как обратиться с заявлением о регистрации торговой марки, удостоверьтесь в том, что она имеет для этого все необходимые критерии.
В статье 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится перечень знаков, которые не могут быть зарегистрированы. Среди примеров недопустимых для регистрации знаков указаны те, что полностью копируют официальную государственную символику России (к примеру, использование флага России в качестве логотипа запрещено), а также знаки с портретами известных личностей, если не получено их личное согласие. Если выясняется, что ваш торговый знак подходит под критерии, позволяющие его защиту, необходимо корректно классифицировать его по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Этот этап крайне значим, поскольку право использования торгового знака распространяется только на те товары и услуги, для которых он получил официальную регистрацию.
Проверка регистрации торговой марки
Также важно убедиться, что ваш торговый знак не является копией уже зарегистрированного. В случае слишком большого сходства с известным логотипом, вероятность отказа в регистрации высока. Проверить это в одиночку может быть довольно трудоемко. Чтобы оценить уникальность вашего знака, рекомендуется обратиться в патентное агентство, которое специализируется на поиске не только среди уже зарегистрированных товарных знаков, но и тех, которые еще находятся на рассмотрении.
Порядок регистрации товарного знака
В России процесс регистрации торговых марок осуществляется через Федеральную службу по охране интеллектуальной собственности, известную как Роспатент. Чтобы зарегистрировать новую марку, необходимо отправить соответствующую заявку в данное учреждение.
Не стоит регистрировать бренд без планов на его использование или просто на всякий случай. Если торговую марку не используют в течение трех лет после ее регистрации, она может быть аннулирована. Тем не менее, важно заблаговременно заняться подачей заявки, так как процесс регистрации может занять до полугода.
Документы для регистрации торговой марки
Заявка включает в себя целый ряд документов:
- заявление с указанием наименования правообладателя марки и адреса его регистрации;
- электронное изображение торговой марки (или 8 оттисков размером 8х8 см), а также ее словесное описание;
- перечень товаров, для которых регистрируется обозначение, с указанием классов по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
К заявке следует приложить:
- документ, подтверждающий уплату пошлины;
- устав знака, если знак коллективный;
- доверенность на имя патентного поверенного, подписанная руководителем организации (если заявка подается через представителя).
Срок регистрации торговой марки
Длительность процедуры не регламентирована, но обычно составляет 6–8 месяцев с момента подачи заявки.
По любым вопросам, связанным с регистрацией, защитой и использованием интеллектуальной собственности, рекомендуем обращаться к эксперту данной отрасли – Михаилу Аркадьевичу Елтукову. Тел. для консультаций +79853368928